Юрист в сфере развлечений

это юрист, который специализируется на подготовке контрактов и сопровождает сделки для людей творческих профессий.

Юрист в сфере развлечений - интересная специализация для юриста.
Индустрия развлечений - это концертные залы, казино, парки, аттракционы, ночные клубы, аквапарки, интернет-кафе, а также предприятия, организующие спортивно-зрелищные мероприятия, занятия физической культурой (например, бассейны, спортивные залы).
С развлечениями могут быть связаны и некоторые предприятия культуры (музеи, выставки).

Вашему вниманию ООО "Профиус" представляет перевод одного интервью с зарубежными юристами, которые специализируются на индустрии развлечений.


Вопрос в том, нужен ли конкретно Вам юрист в сфере развлечений?
Слишком часто я наблюдаю за сценаристами, которые без юриста заключают плохие сделки.
Поэтому, если Вам интересно, нужен ли вам юрист в сфере развлечений ...
... ответ будет таким: Вы, вероятно, должны учитывать следующую информацию.

Обзор
Наем юриста в сфере развлечений может влететь Вам в копеечку, поэтому Вы наверняка хотите быть уверены, что это для Вас правильное решение.
В этом статье я взял интервью у шести разных юристов в сфере развлечений, чтобы помочь Вам разобраться:
• Когда вам нужен юрист в сфере развлечений?
• Как работать с юристом в сфере развлечений?
• Что Вы должны ожидать при расчете вознаграждения (оплаты)?

Типичные ситуации
Юрист в сфере развлечений может помочь:
• Подготовить контракты между партнерами
• Осуществить контроль за авторским правом и защиту публикаций
• Приобрести права на литературные произведения
• Сопроводить такие сделки как: опционы, купля-продажа авторских прав на литературные произведения, соглашение о сотрудничестве, соглашение о передаче прав на сценарий, соглашение о конфиденциальности, договора найма, поэтапная сделка, соглашение о заключении сделки.

Кроме того, некоторые юристы в сфере развлечений могут помочь в оформлении и в питчинге работы сценариста.

Вопросы и ответы шестерых юристов в сфере развлечений
Ниже приведены вопросы, которые я задал шестерым юристам в сфере развлечений, чтобы помочь Вам понять, как работает этот аспект бизнеса, когда Вы должны нанять юриста в сфере развлечений, и о том, как работать с ним, если юрист будет в Вашей команде.

Можете ли Вы объяснить, что представляет собой мир юриста в сфере развлечений?

Дина Перес: Я бы сказала так: найдите юриста, с которым Вы резонируете, найдите того, кто понимает, что именно Вам нужно, и кто способен предоставить то, что Вам нужно. Юристы имеют опыт в конкретных областях. Например, некоторые из них специализируются только на музыкальном праве, а другие - на области права в отношении фильмов и телевидении. Таким образом, важно спросить юриста в сфере развлечений, специализируются ли они на области права, где Вам нужно представление интересов.
Лиза Каллиф: Существуют три основных типа юристов в сфере развлечений (по крайней мере, в отношении фильмов/телевидения): юристы звезд - юристы, которые представляют авторов, режиссеров, актеров и т.д.; юристы продюсеров (как и я), которые обычно представляют продюсеров на всех этапах съемочного процесса (разработка, финансы, съемочный период и распространение); и штатные юристы - которые работают, например, в HBO, Sony, Lionsgate и т.д., и, конечно же, судебные юристы.
Крис Дойл: Как правило, агенты «покупают» клиента, чтобы осуществить продажу уже существующей работы или найти звезду. Затем юрист в сфере развлечений «задокументирует» сделку, убедившись, что письменное соглашение отражает согласованные пункты, также включит/обсудит детали сделки, незатронутые в переговорах с агентом.
Тифани Джоде: Есть высокопоставленные, известные, основатели / основательницы, которые обладают громадным талантом в бизнесе (продюсеры/режиссер /актеры) и в основном заключают контракты благодаря своей клиентской базе. Потом у Вас есть помощники, которые работают на них. Потом у Вас есть собственные юристы в сфере развлечений в производственных компаниях и студиях. Затем, независимый юрист в сфере развлечений или небольшие юридические фирмы с узкой специализацией (где мне выпало работать).
Роб Рейдер: Есть очень престижные небольшие юридические фирмы и другие очень хорошие фирмы. Есть много частнопрактикующих юристов, некоторые из которых имеют очень хорошую профессиональную подготовку, некоторые из них находятся на более ранних этапах своей карьеры. Существует множество возможностей для авторов, режиссеров и продюсеров.
Хаким Мулрейн: Мир юриста в сфере развлечений варьируется в зависимости от сферы компетенции такого юриста. Есть те, кто являются судебными юристами; те, кто специализируются исключительно на сопровождении сделок (эти юристы разрабатывают, обсуждают и консультируются по контрактам). Существуют также юристы, которые совмещают и эти все функции: представление интересов в судебных инстанциях, сопровождение сделок, а также являются организаторами сделок. Юристы-организаторы сделок используют свои юридические знания, опыт и профессиональные знакомства, разрабатывают, обсуждают или консультируют клиента по сделке, а также помогают такому клиенту находить другие элементы для завершения сделки, например, поиск звезд и финансирование проекта.

Что отличает юриста от агента? Может ли автор просто иметь юриста, а не агента?

Крис Дойл: Если автор может найти свою работу и продать свои собственные проекты, то, возможно, агент ему не нужен. Но связи агента могут быть очень ценными.
Дина Перес: Я считаю, что нужны оба. Агент должен найти автору работу и юриста в сфере развлечений, чтобы тот помог заключить сделку и проанализировал контракты.
Роб Рейдер: Разница в основном составляет 100 000 долларов за оплату юридической школы. Агенты ценны, потому что они должны продавать Вас и Вашу работу. Юрист может показывать Ваши материалы, делать официальные представления, помогать Вашей карьере «неюридическими» способами, но основная обязанность юриста заключается в том, чтобы закрыть Ваши сделки. Таким образом, это больше техническая и ограниченная функция во многих отношениях.
Хаким Мулрейн: Кто-то, продающий свой первый сценарий, мог бы успешно использовать юриста или агента. Это не название Вашего представителя, которое продаст Ваш сценарий, это его или ее знания, опыт и отношения в отрасли, которые повысят вероятность успеха автора.
Лиза Каллиф: Агенты и юристы работают рука об руку, чтобы их клиенты заключили самые выгодные сделки. Традиционное отличие между агентом и юристом заключается в том, что агент закупает работу для своих клиентов, и с этим приходит на переговоры для обсуждения основных условий сделки, включая условия вознаграждения. Затем уже юрист обсуждает оставшуюся часть контракта, включая подробные условия сделки. С другой стороны, есть юристы в сфере развлечений, которые хлопочут по вопросу продажи сценария и помогают клиенту с карьерой, и есть агенты, которые больше занимаются основными элементами соглашения. У автора, конечно же, может быть только один или другой, это действительно зависит от того, соответствует ли такой человек Вашим потребностям или нет.

Какое самое большое заблуждение Вы можете назвать в отношении юриста в сфере развлечений?

Крис Дойл: Наверное, все, что Вы слышали, верно.
Роб Рейдер: Они все также красивы и обаятельны, как и я! Большинство хороших юристов в сфере развлечений довольно этичны, что печально, потому что это звучит как-то удивительно.
Тифани Джоде: Заблуждение, что юрист в сфере развлечений - это всего лишь общая концепция. Вместо этого Вам нужно получить одного юриста с необходимой специализацией, в которой Вы нуждаетесь. Если Вам нужно нанять звезду и вместе поставить постановку? Найдите юриста продюсеров. Вам нужно подать в суд на кого-то, кто занимается бизнесом в сфере развлечений? Вам нужен судебный юрист в сфере развлечений. Нужно ли зарегистрировать товарный знак для Вашей компании? Найдите юриста по интеллектуальной собственности.
Дина Перес.: Мы здесь, чтобы создавать проекты и развивать их. Мы здесь не для создания карьеры - это прерогатива конкретного человека и агента.
Хаким Мулрейн: Самое большое заблуждение в отношении юристов в сфере развлечений заключается в том, что любой юрист, который занимается контрактами (например, недвижимость, налоги, бизнес-юрист и т.д.) может заключить договор в сфере развлечений. Юрист может быть квалифицированным в составлении и согласовании контрактов и/или быть сильным специалистом в контрактном праве, но это не означает, что он/она знает или понимает обычаи индустрии развлечений.

В какой момент автору требуется юрист?

Лиза Каллиф: Как только он совместно с партнером приступает к работе над произведением (сценарием) или как только возникает возможность продать свой материал.
Крис Дойл: Требуется каждый раз, когда авторов просят подписать что-либо или они вступают в деловые отношения с другими физическими или юридическими лицами.
Хаким Мулрейн: У авторов всегда должен быть юрист, с которым они могут связаться для получения информации о наилучшем способе защиты своих прав, а также проанализировать свои соглашения с администрацией, агентские соглашения и релизы.
Роб Рейдер: Обычно, когда Вы получаете контракт на подписание или возникает необходимость в подготовке контракта. Некоторые авторы используют юристов для отправки своего материала. Я делал это в прошлом, но сейчас этим не занимаюсь. Никто на самом деле не ожидает, что юристы будут проверять материал, поэтому наше «добро» не имеет большого значения.
Тифани Джоде: Я всегда говорю своим клиентам, если у Вас возникает такое ощущение и Вам кажется, что Вы ничего не знаете, что что-то не так, или что Вам нужно заключить сделку в письменной форме, то немедленно звоните юристу!
Дина Перес: В тот момент, когда автор работает над чем-то, что не является первоисточником, основано на истории жизни, или если автор приступает к работе в партнерстве с кем-то.

Когда авторам НЕ нужен юрист?

Дина Перес: Если они создают оригинальный сценарий из собственного воображения без письменного партнера.
Роб Рейдер: Таких случаев нет.
Хаким Мулрэйн: Автор должен всегда иметь соглашение с юристом либо иметь юриста в своем профессиональном круге.

Какова Ваша роль в этом процессе?

Тифани Джоде: Стать членом команды со всеми другими переходящими частями команды автора. Я консультирую клиента об основных условиях сделки, что есть хорошая и плохая сделка, какие условия стоит принимать, а когда стоит отказаться от сделки.
Роб Рейдер: Мне нравится сотрудничество с менеджерами и агентами, потому что хорошие специалисты действительно помогают стратегически разработать наилучшую сделку для клиента. Я, как правило, очень сосредоточен на закрытии сделки и выяснении, как направить агента, чтобы получить послабление, а затем попытаться получить другое послабление с помощью менеджера и т.д.
Дина Перес: Содействовать, советовать и вести переговоры / вносить изменения в сделку.
Лиза Каллиф: Поскольку я чаще всего участвую в производственном процессе, я приступаю к своим обязанностям на самом раннем этапе, часто, когда мой клиент хочет получить часть работы. Я помогаю клиенту вести переговоры по вопросу заключения соглашения, с целью дальнейшей работы над проектом до тех пор, пока такой проект не будет завершен.
Крис Дойл: Клиенты обычно приходят ко мне, когда у них есть кто-то, кто заинтересован в приобретении прав на их проект, и они хотят, чтобы я провел анализ документа, подготовленный другой стороной.
Хаким Мулрейн: Я юрист, который сопровождает сделки и организатор сделок. Я разрабатываю проекты документов, участвую в переговорах и консультирую своих клиентов по сделкам. Я также могу помочь найти звезду и привлечь финансирование для оформления проекта индустрии развлечений и новых медиа-организаций. Кроме того, я могу помочь авторам в вопросах бизнеса и интеллектуальной собственности или в решении каких-либо сложностей.

Как обстоят дела с оплатой вознаграждения?

Хаким Мулрейн: Обычно меня нанимают на постоянной основе или на ограниченный круг вопросов и на случай непредвиденных обстоятельствах. Я редко представляю кого-то на случай непредвиденных обстоятельств в одиночку.
Роб Рейдер: Оплата на кредитную карту, иногда наличными. Я работаю с почасовой оплатой, но для удобства часто используют единую ставку для различных проектов.
Лиза Каллиф: Наш офис работает в основном на почасовой основе. Мы взимаем фиксирующий платеж, который варьируется в зависимости от типа работы, которую мы выполняем, а затем ежечасно начисляем эту сумму. Мы работаем с фиксированной комиссией, когда предоставляем юридические услуги в рамках производственного процесса, которая включается в бюджет фильма.
Дина Перес: Я работаю с почасовой оплатой, кроме тех случаев, когда я веду переговоры о сделке, которая приведет к оплате, достаточной для покрытия моих гонораров. В этом случае я готова сделать предложение, основанное на процентах.
Крис Дойл: Для клиентов-звезд, как правило, почасовая оплата или, альтернативно, 5% от сделки (если она представлена агентом) или 10% от сделки, если нет агента. По небольшим бюджетным вопросам не ожидайте, что юрист в сфере развлечений будет представлять Вас на процентной основе, где Ваше вознаграждение практически ничего не представляет, поэтому они в таком случае получают 5-10% от нуля, а значит, что для таких случаев обычно взимается почасовая оплата.
Тифани Джоде: Вознаграждение с почасовой оплатой, ежемесячная фикса до непредвиденных обстоятельств.

Если у автора есть телевизионные и кино-проекты, или они пишут пьесу, это изменяет то, как они работают с Вами?

Крис Дойл: Фильм, телевидение и сцена - разные миры. Я предполагаю, что драматургу все же нужен специальный юрист индустрии развлечений. Я работал над сделками в части создания книг, телевизионным и кино проектам для моих клиентов-авторов.
Роб Рейдер: У драматургов разный рынок и разные юридические вопросы. Очень мало юристов или агентов знакомы с Гильдией драматургов.
Лиза Каллиф: Нет. Для нескольких авторов, которых мы представляем, мы можем помочь им по всем направлениям.
Тифани Джоде: Нет, это зависит от того, что автор хочет делать с произведением и кто хочет ее купить / реализовать.
Дина Перес: Нет.
Хаким Мулрейн: Возможно. Я не работаю с театральными проектами, только в случае если автор пытается реализовать свое произведение в телевизионном или кино проекте.

Большинство веб-сайтов юристов охватывают широкий спектр специальностей, и трудно понять, кто больше всего подойдет из них. Как клиент может узнать, кто лучший для решения его вопроса?

Роб Рейдер: Я думаю, что нужно лично встретиться с юристом. Если это не сработает, ищите другого претендента.
Лиза Каллиф: Лучше всего поговорить с людьми, которых этот юрист ранее представлял. Вы также можете понять касательно специальности, изучив их портфолио на сайте IMDB и выяснив, как они связаны с проектами.
Крис Дойл: Найдите автора, на чью карьеру Вы хотите ориентироваться, и узнайте, кто его представляет.
Хаким Мулрейн: Автор должен связаться с несколькими юристами и обсудить его/ее цели по проекту. Если юрист заинтересован в сотрудничестве с автором, я бы предложил автору задуматься о том, чтобы сохранить контакт такого юриста или обратиться к нему за консультацией.
Тифани Джоде: Изучите биографию юриста. Удостоверьтесь, что он обладает достаточно хорошим опытом. Затем проверьте информацию на IMDB и посмотрите, с какими проектами работал юрист, соответствует ли требуемой услуге.
Дина Перес: Телефонный звонок. Я предоставляю бесплатную телефонную консультацию для клиента. Мне важно понимать, смогу ли я помочь клиенту. Хочу, чтобы нам было комфортно сотрудничество. Я представляю клиентов на долгосрочную перспективу, поэтому для меня важно, чтобы мы нравились друг другу и могли иметь продуктивные рабочие отношения.



Источник: ссылка на интервью на английском языке
Перевод: Остапенко Оксана, руководитель ООО "Профиус, бизнес-юрист
-